![]() |
Попал в аварию? Сбил человека? Пострадал в ДТП? |
![]() |
И ЗАПИШИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Дорожно-транспортное происшествие или ДТП всегда является проблемой для участника дорожного движения — совершенно неважно для автомобилиста, пешехода или пассажира. В результате ДТП могут пострадать люди, может быть поврежден автомобиль (несколько автомобилей) или иное дорогостоящее имущество.
Если в результате ДТП пострадали только автомобили, это еще не повод радоваться. Если виновник Вы — неприятным сюрпризом может стать несоблюдение какого-либо срока или формы уведомления Вашей страховой компании о ДТП. В результате этого с Вас в порядке регресса страховая обязательно потребует обратно всю выплаченную пострадавшему сумму.
Если пострадало дорогостоящее имущество (например, несколько автомобилей, электростанция или дом), то базовой страховки ОСАГО может не хватить. В таком случае разницу между фактическим возмещением и реально причиненным ущербом также придется оплачивать из своего кармана.
Если же в результате аварии пострадал или погиб один или несколько человек, тогда ни одна страховка уже не поможет, да и одними деньгами вряд ли получится отделаться. Скорее всего, одним штрафом уже отделаться не получится — нарушителя при таком исходе вероятнее всего будет ждать и уголовное наказание, и лишение права на управление транспортным средством.
Поводов радоваться нет и у пострадавшего в ДТП автомобилиста. Отсутствие у виновника страховки ОСАГО, исчерпание лимита выплат по ОСАГО, нахождение за рулем лица, не вписанного в страховой полис, ДТП в состоянии опьянения или аварии на чужой машине — все то, что доставит огромное количество неприятностей, заберет массу времени, сил и средств.
Потому только правильная взвешенная реакция и своевременные действия позволят Вам в любом случае что-то сохранить, а что-то не потерять.
Не все ДТП заканчиваются благополучно для их виновников. Это во всех случаях касается ситуаций причинения вреда здоровью, жизни потерпевшему лицу, а также случаев вождения в состоянии опьянения (особенно повторного). В некоторых случаях лишением прав в административном порядке или административным штрафом отделаться не получится, поскольку отдельные нарушения являются именно преступлениями:
Нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ) |
Категория преступлений, связанная с неисполнением обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Чаще всего выступает как разновидность должностного преступления. |
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) |
Основная статья, предусматривающая уголовную ответственность водителя транспортного средства. Уголовная ответственность по данной статье наступает только при причинении тяжкого вреда здоровью или при причинении смерти третьему лицу. |
Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ) |
Статья, отягчающая наказание лицу, которое ранее было лишено права управления транспортным средством, отказалось от медицинского освидетельствования, имело судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. |
Помимо очевидных негативных последствий осуждения по данным уголовным статьям: судимость, условный или реальный срок, у привлекаемого лица могут возникнуть дополнительные неприятности.
Так, лицо может быть (и вероятнее всего будет) лишено права управления транспортным средством на довольно длительный срок (лишение водительских прав). Для тех, чья профессия так или иначе связана с ремеслом водителя, это наказание становится чуть ли не самым серьезным, даже в сравнении с лишением свободы.
Кроме того, автомобиль или любое другое транспортное средство в некоторых случаях может быть конфисковано как орудие преступления.
Не стоит забывать и про финансовую сторону вопроса: компенсационные выплаты морального вреда и ущерба, компенсацию за полную или частичную потерю трудоспособности — вот то, на что обычно желают претендовать любые лица, пострадавшие в ДТП. Это обычно становится предметом гражданских исков. В этом случае есть риск потерять автомобиль и иное имущества уже в гражданском судопроизводстве в счет присужденных выплат пострадавшим.
По общему правилу, ответственность каждого водителя транспортного средства должна быть застрахована в обязательном порядке посредством полиса обязательного страхования ответственности владельца транспортного средства или ОСАГО. В этом случае при аварии за виновника ДТП платит его страховая компания, а пострадавшему надо только обратиться в страховую компанию с правильным комплектом документов. Звучит довольно просто, однако на практике все выглядит совершенно по другому.
Трудности начинаются с пресловутого Европротокола.
Оформление Европротокола происходит самими участниками аварии, с уведомлением полиции, но без ее выезда на место происшествия — это призвано ускорить оформление документов и разгрузить дороги от ненужных заторов. Однако на практике любая неточность, любая запятая, поставленная не там, обязательно приводит к отказу в выплате страховки, так как всю ответственность за правильность составления Европротокола несут сами водители. Фактически в форме Европротокола страховые компании получили вполне законную лазейку не платить при любом удобном случае, что подтвердит любой суд.
Имейте ввиду, что Европротокол подходит если:
в ДТП участвовало не более двух автомобилей;
у водителей нет разногласий относительно виновника ДТП;
повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет, а иное имущество не пострадало;
будущий ремонт автомобиля потерпевшего не превысит 100 000 рублей (либо 400 000 рублей, если водители сделают фотофиксацию через приложение «Помощник ОСАГО» или «ДТП Европротокол»);
у обоих участников ДТП есть действующий полис ОСАГО;
извещение о ДТП заполнено и подписано обоими участниками на официальном бланке без помарок и дописок.
Кроме скорости оформления ДТП у Европротокола больше нет плюсов и, по-возможности, если в своих силах Вы не уверены, этот метод оформления ДТП выбирать не стоит.
Помимо неправильного заполнения Европростокола, трудности у потерпевшего также могут возникнуть и в других случаях.
В этом случае, к сожалению, выяснять отношения придется или на месте, или в суде без привлечения страховых компаний, поскольку никакого страхового случая ни у кого не возникает, а значит и платить по-сути не за что. Тем более, что и страховые компании тогда также не при чем.
Ситуация практически аналогична приведенной выше. С той оговоркой, что если выяснится, что у виновника полис поддельный, то его ждет еще и уголовное дело по статье об использовании подложных документов. Это в некоторых случаях может склонить виновника к лучшей сговорчивости и решению вопроса об урегулировании ущерба на месте без вызова экипажа полиции.
В этом случае пострадавшему водителю просто необходима помощь квалифицированного юриста по ДТП, поскольку страховые компании зачастую отказывают потерпевшему в выплате, но это не является законным. При этом сроки на «восстановление справедливости», установленные законом, очень и очень сжатые, а сама процедура довольно сложная и предполагает помимо обращения в страховую компанию, еще и проведение экспертиз, а также обращение к финансовому уполномоченному (ФинОмбудсмену).
Это означает, что по предъявленному и неистекшему по сроку полису ОСАГО виновник уже исчерпал лимиты выплат в результате ранее совершенных ДТП. Практически виновник ДТП не нарушает правила обязательного страхования, установленные законом, но выплаты потерпевшим страховой компании виновника уже платить не из чего. Единственный путь — подавать в суд на самого нарушителя.
В данном случае мы говорим об утрате товарной стоимости нового автомобиля. Такая разновидность убытков подразумевается к возмещению законом об ОСАГО, хотя прямо в нем не указана, а по этой причине игнорируется страховыми компаниями. Потому в подобном случае имеется специфика оформления претензии в страховую для дальнейшего (и наиболее вероятного) обращения в суд.
Ситуация скорее всего будет решаться и с помощью возмещения по ОСАГО, и с помощью обращения в суд к виновнику ДТП в части, не покрытой страховым возмещением. Сложность заключается в определении стоимости ущерба и порядка выплат — кому, что и в какой части адресовать. Без помощь юриста, скорее всего у потерпевшего возникнут затруднения.
Любой из приведенных примеров в том или ином случае сильно усложнит или вообще лишит шансов получить страховое возмещение. И, к сожалению, на месте неискушенный водитель все это вряд ли проверит. А если и обнаружит подвох, то ДТП-то уже случилось.
В последнее время и судебные споры со страховыми компаниями стали значительно сложнее и не дружелюбнее для водителей. С целью спасения страховых компаний от «злых автоюристов» законодатель сделал много подарков: и поднятие тарифов, и коэффициенты бонус-малус, и износ запчастей, и РСА, и ФинОбудсмен. Несмотря на то, что декларативно РСА и ФинОмбудсмен призваны вроде как защищать права водителей, традиционно оба «нововведения» являются двумя дополнительными шлагбаумами для простых граждан на пути к получению страховых выплат.
Пострадать в результате аварии может водитель, пассажир или пешеход — предугадать это практически невозможно. Причинение вреда здоровью это печальный факт, который никогда нельзя оставлять без внимания, а уж тем более без наказания и компенсации, адресованных виновнику ДТП.
Потерпевший, которому причинен вред здоровью в результате ДТП, имеет безусловное право требовать:
Вместе с тем, к сожалению, пострадавшему надо быть готовым доказывать практически все: и вину причинителя вреда, и причинно-следственную связь между действиями виновника и полученными травмами, и понесенные расходы, и перенесенные нравственные страдания, и утраченный заработок. С этим чаще всего и возникают трудности, поскольку в ситуацию, при которой потребуется лечение, вряд ли кто-то планирует заранее, а уж тем более, имеет на этот случай инструкцию в кармане. Куда обратиться, к кому идти и что искать — вопросы, которые часто остаются без ответа. Поэтому зачастую потерпевшие, получив отказы раз или два, просто принимают свою невеселую участь и дальше не делают ничего. Это неправильно.
Хотя процесс подготовки и выстраивания дела для взыскания ущерба здоровью довольно сложен, выход — обязательно обратиться за помощью к практикующему адвокату по ДТП. Наши специалисты, в частности, долгое время ведут обширную практику по взысканию компенсаций по ДТП.
В любом случае за юридической помощью, связанной с ДТП и авариями, мы рекомендуем обращаться именно к адвокатам. Дело в том, что административное дело может превращаться в уголовное и наоборот. А по закону в уголовных делах представлять интересы клиентов могут только адвокаты. Не забудем также про то, что адвокатский запрос и вмешательство адвоката само по себе является достаточным основанием и отдельной причиной воспринимать ситуацию серьезно. Наши адвокаты знают специфику работы с ДТП и помогают:
собрать документы, подтверждающие размер причиненного вреда здоровью;
собрать документы, подтверждающие виновность лица в результате ДТП на любом этапе — в порядке административного или уголовного судопроизводства;
подготовить практику и мотивацию по взысканию морального вреда с причинителя вреда;
установить лицо, обязанное произвести оплаты — виновником ДТП или страховой компанией;
подготовить и подать претензии и судебные иски о взыскании вреда здоровью в результате ДТП;
в случае необходимости представить потерпевшего на стадии предварительного расследования, административного производства и судебного процесса, обеспечив максимально возможное по закону восстановление нарушенных прав.